Словарь терминов и понятий
(глоссарий)
Бифуркация – приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении ее параметров.
Гипотеза эксперимента – это развернутое предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, т.е. технология, механизм того нововведения, за счет которого ожидается получить высокую результативность учебно-воспитательного процесса. В гипотезе фактически должна быть выражена вся система мер по реализации идеи, задач эксперимента.
Задача в инновации – желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.
Инновации - радикальные новшества как специфическая форма пе¬редового педагогического опыта.
Инновации в образовании - любое новшество, направленное на со¬вершенствование образовательного процесса.
Инновационная деятельность — это деятельность в рамках инновационного процесса, включающая трансформацию идей в новые конкретные результаты.
Инновационная площадка – совокупность субъектов образовательной политики, осуществляющая образовательные инновации.
Инновационные технологии - это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.
Инновационный проект — это система взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, технологических, организационных, финансовых и иных мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной задачи (проблемы), выраженной в качественных или количественных характеристиках и приводящей к инновации.
Инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного результата и распространяется в практической социально-образовательной деятельности.
Инновационный тип развития - путь, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально - педагогиче¬ских изменений и осуществляют опережающую реакцию на них.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое (Современный словарь иностранных языков)
Интеграция в образовании — сплочение, объединение всех или определенных элементов сферы образования для улучшения качества образовательного процесса, образовательных технологий и т. д.
Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio —восстановление, восполнение) — сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны,мира.
Кла́стер - (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Коммуникация — (латинское commuicatio, от commuico - делаю общим, связываю, общаюсь), 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах.
Критерий- (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Сумма критериев должна охватывать эффективность нововведений, которые предложены и экспериментально проверяются. Критерий обычно выражается через показатели. Один критерий может иметь несколько показателей.
Критерий результативности – качественный или количественный (то есть порядковый) показатель, на основании которого можно оценить результат.
Модернизация образования – это частичное изменение в области образования с целью приведения к требованиям, уничтожающим противоречия между требованиями и содержанием, создание устойчивого механизма развития образования.
Нововведение - процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций
Образовательная система – саморазвивающееся целое как упорядоченность взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам, поведение которое детерминируется прежде всего внутренними причинами (совокупность особым образом связанных между собой человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, подчиненных детерминации, идущей от образа «желаемого будущего» - цели).
Образовательные инновации - это создание и внедрение инновацион¬ных образовательных программ, которые представляют собой новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.
Объекты проектирования в системе образования: образовательное пространство; отношения в образовательном пространстве; педагогические системы; педагогические системы, процессы, маршруты: образовательный процесс, воспитательная система, педагогическая система, система методической работы, индивидуальный образовательный маршрут; социальные институты и др.
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучаю¬щая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.
Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты
Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями (Мировой Банк).
Проектирование – это создание образа, разработка модели предстоящей деятельности с заданными характеристиками (модели образовательного процесса, воспитательного процесса, системы внутришкольного управления и т.д.). Проектирование предполагает составление целостного представления о педагогической деятельности, её этапах, процессуальной и результативной сторонах.
Ранжирование - упорядочение. Размещение данных в определенном порядке.
Самоорганизация — процесс упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия. В зависимости от подхода к описанию самоорганизации в определение включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности процесса.
Сетевое проектирование - это процесс увязывания авторской, групповой проблематики инновационной деятельности в более широкий контекст приоритетов развития образовательного пространства региона.
Сетевой проект – это особая форма организации деятельности участников инновационного проекта, предполагающая сетевую кооперацию в осуществлении научно-исследовательской, проектной, образовательной деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего регионально значимого результата.
Синергия, Синергетический эффект — (от греч. synergys - вместе действующий) - возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему - за счет т.н. системного эффекта (эмерджентности).
Система — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое.
Структура проекта это совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с разной степенью детализации.
Цель инновации– это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени.
Эксперимент – метод педагогических исследований, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов.
Эмерджентность — качество, свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему.